Логопедическая служба

Советы логопеда родителям  будущих первоклассников

Речь занимает  чрезвычайно важное место в развитии ребенка.  C хорошо развитой речью легко вступать в общение с окружающими, можно понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной  игре. Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

Папам и мамам следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее, чем к пяти годам. Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении на слух пары звуков "б-п" он не будет знать, какая первая буква – Б или П должна быть написана в слове "булка" или в слове "потолок". Важно знать, что именно неразличение ребенком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замены в устной речи, а в дальнейшем – и в письме. Вот некоторые игры, которые вам помогут.

Эхо. Играть можно и вдвоем и большой группой. Назначается водящий – "эхо", которое должно повторять то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем перейдите к трудным и длинным. Можно использовать в игре и иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение. Попробуйте предлагать для повторения стихотворные и прозаические фразы. Если "эхо" ответило правильно пять раз, назначайте по кругу водящим следующего участника игры. Все конечно же помнят игру своего детства "испорченный телефон". Эта игра как нельзя лучше подходит для развития фонематического слуха у ребенка.

Путаница. Обратите внимание ребёнка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли попросите его прочесть (или прочтите ему сами, если он еще не умеет читать) эти шуточные предложения: "Русская красавица своей козою славится"; "Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку"; "Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку". Ребята очень любят всякие небылицы и с радостью могут сами придумать такие же шутки. Попробуйте придумать слова, изменяя только одну букву, например "точка-кочка-бочка-дочка". Можно предложить и такие игры-упражнения. хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен, например, звук "ж". При этом сначала в предлагаемых ребенку словах не должно быть других шипящих или свистящих звуков, а сам звук "ж" надо произносить несколько подчеркнуто.

Упражнение-тест. Пиши "кружочками" для оценки фонематического слуха. Попросите ребенка записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово "суп" надо изобразить тремя кружочками. После того как вы убедились, что ребенку понятно задание, диктуете слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги. Другой вариант этого задания: вы предлагаете ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы слов, обозначающих животных, в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове). Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. В идеале ребенок шести-семи лет выполняет все задания правильно (допускается одна ошибка).

Все приведенные здесь и подобные им упражнения нужно продолжать до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями.

Что должен знать и уметь ребёнок, который собирается в школу

  1. Знать обобщающие слова (овощи, одежда, мебель и т.д.).
  2. Уметь обобщать понятия (Стол, стул, кресло, диван – это мебель и т.д.).
  3. Пользоваться словами, выражающими разные смысловые оттенки (ель – ёлочка, ключ – ключик, рука – ручка —  ручища).
  4. Определять величину, форму и цвет предмета (высокий, узкий, красный, овальный).
  5. Говорить полными предложениями (состоящими из нескольких слов).
  6. Ориентироваться в пространстве (вправо, влево, вверх, вниз), ориентироваться в собственном теле (где левое ухо, правая нога и т.д.).
  7. Уметь составлять по картинке рассказ не менее чем из пяти предложений.
  8. Изменять существительные по числам (крыша – крыши, стол – столы).
  9. Знать названия диких и домашних животных и их детёнышей.
  10. Уметь подбирать слова, противоположные по смыслу (высокий – низкий,  день – ночь, большой – маленький).
  11. Запоминать на слух предложение, состоящее из 5-10 слов (Маленькая девочка Катя    пошла с мамой в  школу).
  12. Знать последовательность времён года, дней недели, времени суток.
  13. Уметь различать на слух похожие слова (Покажи, где на картинке мишка, а где миска. Где парта, а где палка.).
  14. Уметь определить на слух наличие данного звука в слове (Есть ли в слове МАК звук М. Есть ли в слове ЕЖИ звук 3).
  15. Уметь выделять первый звук в слове (дерево —  д, санки – с).

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успеха, сделал блестящую карьеру, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. Говорить он должен правильно, ведь от этого зависит его будущее.

 

Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
gid76 sdo_1